Главная Школа для родителей здоровый ребенок Компьютер и здоровье
PDF Печать E-mail
Автор: Ахрамеева Юлия Викторовна, 22 года, учитель информатики г. Воркута   

Здоровье сберегающие технологии

на уроках информатики в начальной школе

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»
Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний.
Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.


Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической деятельности повсеместно осуществляется расширение возможностей использования и педагогами, и школьниками современных информационных технологий. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров, аудио-, видеотехники – как современных и эффективных средств обучения. Стремительно движется научно-технический процесс, стремительно растут информационные потребности педагогов и учащихся. Компьютеры уже есть во многих семьях. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома.


По данным статистики, владеют компьютером на достаточно высоком уровне 98 педагогов из 100, используют информационные технологии в учебном процессе 98 педагогов из 100, имеют дома компьютер – 66% педагогов и 61% учащихся. И педагоги, и учащиеся отмечают влияние использования компьютерных технологий на эффективность учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, отмечается изменение стиля общения между учителем и учеником (40%), выделяют повышение активизации мышления учащихся 45% педагогов, развитие творческих способностей личности (32%) и другие положительные стороны использования массовой компьютеризации образования.
Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий.
Но – все это сопровождается определенными проблемами со здоровьем как педагогов, так и школьников. Стабильная тенденция ежегодного снижения здоровья учащейся молодежи — вот проблема, с которой столкнулось образование в отношении здоровья школьников. Многочисленные школьные факторы риска для здоровья детей создают предпосылки к возникновению у школьников стрессовых перегрузок, следствием которых является развитие у них хронических заболеваний. В данной ситуации педагогическая общественность не может выступать в качестве стороннего наблюдателя падения здоровья детей. В связи с этим необходимо стремиться к таким формам и методам организации обучения школьников, в которых прослеживается приоритет сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Однако, несмотря на разработку и внедрение современных педагогических технологий, процесс обучения и воспитания оказывается оторванным от процесса оздоровления. Учебный процесс не может ограничиваться только рамками уроков, так как с точки зрения состояния психоэмоциональной сферы школьника данный процесс для него начинается раньше, чем прозвенит звонок на урок, и заканчивается не со звонком с последнего урока. Очевидно, что организация учебного процесса может быть оптимальной с точки зрения обучения и оздоровления, если оба процесса — обучение и оздоровление — рассматривать как единое целое, тогда обучение будет иметь сберегающий здоровье характер.


В течение последних 8 лет Министерство образования и высшей школы проводит планомерную работу по созданию в Республике Коми условий для формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях всех типов. В настоящее время около 70 процентов образовательных учреждений республики располагают оптимальными условиями для организации здоровьесберегающих режимов обучения и воспитания, однако лишь половина из них системно использует здоровьесберегающие технологии.
Одной из причин, затрудняющих системное использование в практике работы образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий и программ, является элементарное отсутствие опыта такой работы в Республике Коми. В связи с этим министр образования Республики Коми А.Т. Изъянов в начале 2004 года подписал приказ (№ 28 от 09.02.2004) об организации эксперимента по здоровьесбережению «Школа — территориальный центр здоровьесбережения» в четырех муниципальных общеобразовательных школах республики. Основной целью данного экспериментального проекта является накопление и распространение опыта по организации системной здоровьесберегающей деятельности в школах республики.
Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач, если обучить педагога психолого-педагогическим технологиям, которые позволят работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников.
Использование компьютера в учебном процессе, безусловно, ставит перед участниками педагогического процесса ряд проблем. Комплексная информатизация образования может рассматриваться как процесс обеспечения в образовательной системе условий для формирования информационной культуры как педагогов, так и школьников, использования в процессе обучения различных средств, форм и методов, наконец, использование компьютерной техники как основного атрибута современных образовательных технологий, что, естественно, оказывает существенное влияние на состояние здоровья участников учебно-педагогического процесса. Это лишний раз является напоминанием о том, что любой процесс должен строиться структурно грамотно в соответствии с определенными нормами и требованиями.
И педагоги, в свою очередь, должны осознавать свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся и видеть решение ситуации негативного влияния нарастающей информатизации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими приемами и методами. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.


 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.