Главная Школа для родителей воспитание в семье Агрессивность и стили родительского воспитания.
PDF Печать E-mail

Методы воспитательного воздействия на детей.
Рефлекторная составляющая воспитательного процесса.


Прежде всего, необходимо выяснить для себя: что нам нужно от воспитания?  Можем ли, и в праве ли влиять на ребенка так, чтобы получить заведомо прослеживаемый результат и если, все-таки – вправе, то как сделать так, чтобы не повредить внутренний мир ребенка, изменить его органично, не вызывая внутреннего конфликта. Сразу примем к сведению, что все наши действия  должны быть гуманны и этичны, преследуют единственную цель – воспитать из ребенка достойного гражданина и порядочного человека, максимально раскрывая индивидуальность, придавая ей по возможности позитивную векторную направленность.
Каждый из нас хочет, чтобы его дети были умными, воспитанными, разносторонне развитыми личностями, а, кроме того, самостоятельными, коммуникабельными романтиками, склонными к  практицизму. И прочее, и прочее в том же ключе с различными вариациями в зависимости от воображения родителя. Понятно, что такой исключительно замечательный ребенок вряд ли вероятен, да этого и не надо. Наша задача более проста – минимальная комфортная коррекция личностного поведения  маленького человека. Как достичь этого? Пути и способы многообразны, но рассмотрим только некоторые из них в общем плане, используя присущие любому существу рефлексы,  не конкретизируя и не детализируя излишне.
Основополагающим в применении методов воспитания является доброжелательный позитивный эмоциональный фон, ни в коем случае никакого навязывания, диктата, я уж не говорю об угрозе, ультимативном подходе: «Если ты не прочитаешь это стихотворение, то сегодня не пойдешь играть с друзьями!», к примеру. Следствием этого, может быть только внутреннее отторжение метода и цели, хотя, если целью было привитие послушания, то – да, метод сработал, ребенок будет послушным внешне, покорным, но вы никогда не узнаете, что он думает, и откровенность его вы так не приобретете, а уж его истинное отношение к стихам будет совсем далеко от того, к чему стремились вы в своем воспитательном порыве. Только мягко, в режиме игры, ненавязчиво создавая нужные вам и интересные для ребенка альтернативы, постоянно расширяя кредит доверия, можно добиться каких-либо заметных результатов. В юном возрасте большинству детей  присуща повышенная моторика, и заполучить их внимание - непростое дело даже для опытного учителя и, тем не менее, понимая механизм формирования рефлексов, их влияния на психику и обладая должным терпением,  даже не имеющий педагогического образования родитель может привить ребенку желаемые качества, пусть и не в идеале. К примеру, ребенок совершил небольшой проступок, но замалчивать который нельзя, чтобы не стимулировать вседозволенность. То есть наказание обязательно должно быть, только не в абстрактной форме, типа: «Гулять не пущу!», а в конкретно выполнимой: «Полчаса в углу. Если хочешь, можешь взять книжку». Даже не умея читать, ребенок возьмет с собой книгу, тем самым привыкая к ней, воспринимая ее, как друга, как товарища по наказанию, а если ребенок уже может читать, то волей-неволей, понемногу, сначала, чтобы скрасить одиночество, затем с определенным интересом, приобретет привычку к чтению, которую вы и пытались у него сформировать. Закрепите успех, поинтересовавшись содержанием прочитанного, этим вы дополнительно укрепите память, разовьете его речь и воображение. Внимательно следите за ситуацией, может быть, сразу же предложите немного почитать вместе, может быть пофантазируете вместе с ним над различными финалами прочитанного, только не упустите момент пресыщения – когда много хорошо, это тоже плохо, смените занятие. Раза с пятого-шестого мой сын сам спросил: «Пап, книгу взять можно?». Если услышите эту фразу, считайте все, половинку читателя вы у своего ребенка сформировали, дальше только контролируйте и корректируйте список литературы, имея в виду, что горячо любимый вами И.А.Гончаров, совсем не обязательно так же интересен и для него. Сформировав  пристрастие к литературе можно быть уверенным в том, что интеллектуальный багаж вашего чада всегда будет расти, а, следовательно, будут совершенствоваться и другие симбиоты интеллекта, столь ему необходимые по вашему мнению. Только не увлекайтесь, не испортите хорошее лучшим, не зря середину зовут «золотой».
Нами был рассмотрен только небольшой фрагмент, демонстрирующий возможности влияния на формирование у ребенка необходимых для позитивного развития качеств. Основные принципы методики, описанной выше, вполне пригодны и для формирования у ребенка других качеств, сначала на рефлекторном, а затем и на осмысленном уровне. Безусловно, предлагаемая методика не является догмой, люди индивидуальны и неповторимы, как большие, так и маленькие, и в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход, но всем людям присущи безусловные рефлексы, а на их основе не так сложно выработать условные. Вот они то и служат базой для формирования личности ребенка, от их качественных и количественных характеристик вплотную зависит эффективность используемых воспитательных методов.

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.