Главная Школа для учителей нач. классов учительская Русский язык
PDF Печать E-mail
Автор: Богданова Т.Н.   

Урок-суд   Тема: правописание Безударных гласных в корне слова.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы, картина «Зимующие птицы», фо­нограмма, костюмы для прокурора, судьи, адвоката.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок — урок-суд. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из ми­нутки чистописания.

Обратите внимание на соединения элементов букв.

Какие буквы вы увидели в соединениях?(б,е, з, у,д, а,р, н, ы, е,г, л, а, с,н, ы,е)

Прочитайте и запишите спрятанные слова. (Безудар­ные гласные.)

О чем сегодня мы будем говорить? (Правописание бе­зударных гласных в корне слова.)

Прошу всех встать! Суд идет!

Объявляю состав суда: прокурор — ... судья - ... адвокат — ... секретарь — ...

подсудимые — безударные гласные.

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор. Сколько можно говорить про безударные гласные?! Я считаю, хватить мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут!

Адвокат. А я считаю, что проверять безударные глас­ные надо. Иначе мы все будем безграмотными.

Судья. Прошу выйти сюда свидетелей (вызывает шесть учеников).

На книге законов («Русский язык») покляни­тесь говорить правду и только правду.

Свидетели. Клянемся!

Судья. Прошу получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задания и сдать суду.

Примерные задания для документов.

1.Вставь пропущенные буквы: М-роз, г-рой, д-рога , б-реза, д-ревья.

2.Вставь буквы: Докажи:  3-мля, стр-на, хол-д, м-рской, ст-на, м-чи.

3.Вставь буквы, подчеркни подлежащее и сказуемое: Подула з-ма хол-дом, засыпала снегом д-рожки.

Судья. Прошу выйти сюда пострадавших птиц.

Птицы. Мы больше всех страдаем, нас постоянно пи­шут неправильно.

Судья. Сейчас разберемся. Скажите мне, ребята, как называются эти птицы?

Ученики. [Сарока], [варона], [дятил], [варабей], [сни-гирь], [синица].

Судья. Вот, видите, ребята вас назвали правильно. Птицы. Но пишут наши названия совсем по-другому. Судья. Скажите тогда четко, как вас нужно писать?

Птицы (по очереди, по слогам). Со-ро-ка, во-ро-на, дя-тел, во-ро-бей, сне-гирь, си-ни-ца.

Судья. Попрошу всех сесть и записать названия этих птиц по памяти, а я посмотрю, все ли запомнили пра­вильно?

Проверка работы.

Прокурор. Это еще ничего не значит. Некоторые слова можно было проверить.

Судья. В каких словах безударный гласный можно было проверить?

(Синица - синий, снегирь - снег.) А что нужно делать с остальными словами?

Адвокат. А вот еще доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят сданные мне документы (читает фамилии и от­метки).

Судья. Я предлагаю всем отправиться на место про­исшествия. Вот на эту картину.

Учитель. Как она называется? («Зимующие птицы».) Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму? Назовите птиц, изображенных, на этой картине. Найдите слова с безударной гласной, объясните их правописание, составьте с этими словами предложения.

Адвокат. Птицы подарили нам предложения. Но злая вьюга вымела не только буквы, но и целые слова. Вос­становите текст, запишите предложения, защитите безу­дарные гласные.

Пришла х-лодная ... (зима). Гол-дно ... (птицам). Пок-рмите их!

1. Проверим задание и докажем, какую букву надо было вставить.

2. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

3.Как вы заботитесь зимой о птицах?

С заданием справились, молодцы!

Судья. Теперь послушаем подсудимых — безударные гласные.

Подсудимые. Безударный - хитрый гласный.Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?  Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

Мы дадим вам задание. Запишите (под диктовку) сло­ва, докажите, какие из них являются проверочными. Это поможет следствию.

Боль, болит, болеет. Свет, светло, светлеет. Темный, темнота.

Как называются слова, записанные на одной строке?  Почему? Выделите корень.

Адвокат. Я считаю, что доказательств уже достаточно и прошу освободить моих подзащитных.

Прокурор. А я прошу усложнить задание и провести следственный эксперимент.

На доске слова:  Ст-лы, шк-фы, ш-ры, м-сты, стр-на, м-рской, х-л-да, тр-ва.

Задание:  1-й вариант. Выписать слова с безударной гласной А. -.

2-й вариант. Выписать слова с безударной гласной О.

Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте задание у соседа и поручитесь, что оно выполнено верно.  Возьмите сигнальные карточки, покажите, какую глас­ную вставили и объясните почему.

Адвокат. Следственный эксперимент доказал, что ре­бята умеют проверять безударные гласные сами и могут поручиться за соседа.

Прокурор. Нет, я не согласен. Требую очной ставки!

Адвокат. Послушайте фонограмму веселой песенки крокодила Гены, назовите слова с безударной гласной и добавьте проверочные. (Пусть б – гут неуклюже...)

Учитель. А теперь поиграем в игру «Не ошибись!» Я называю вам слово, вы показываете сигнальной карточ­кой безударную гласную и проверяете ее:

Село, гнездо, сосна — Одна из гласных не ясна.

Зима, вода, беда — Пиши их верно навсегда.

Адвокат. Прошу оградить моих подзащитных от злоб­ных нападок прокурора!

Судья. Для вынесения окончательного приговора про­шу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: безударные гласные оправдать и постоянно их проверять.

Скажем вместе правило: Если буква гласная

Вызвала сомнение,

То немедленно ее

Ставь под ударение!

Адвокат. Спасибо всем, кто активно помогал нам и защищал безударные гласные. Надеюсь, вы все научи­лись их проверять.

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.