Предупреждение дезадаптации первоклассника |
![]() |
![]() |
![]() |
Предупреждение дезадаптации первоклассника.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Показателями трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерная раздражительность, агрессивность, крайне возбуждение или заторможенность, вялость, депрессия. Часто возникает чувство страха, обиды, нежелание выполнять требования взрослых или идти в школу. Об осложненном ходе адаптации ребёнка к школе говорит и ряд физиологических показателей: Низкий и неустойчивый уровень работоспособности, высокое напряжение сердечно-сосудистой системы, головные боли, плохой сон, снижение аппетита, повышенная утомляемость. Исходя из этого, выделяют два вида школьной адаптации: социально-психологическая адаптация как процесс формирования адекватного к школе поведения, установление контактов с учащимися, учителями, навыками учебной деятельности; физиологическая адаптация как изменения в функционировании физиологических систем организма ребёнка в процессе вхождения в школьную жизнь. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В это время ребёнок особенно нуждается в помощи и поддержке родителей. Решением проблемы адаптации занимаются педагоги, а родитель первоклассника может со своей сгладить острые углы. Для этого нужно соблюдать нижеуказанные правила. Залог успешной адаптации – строгое выполнение режима дня. В жизни ребёнка множество поводов для его несоблюдения. Если взрослый человек может справиться с нарушениями режима дня, то первоклассники реагируют на все отклонения от режима дня гораздо тяжелее. Навыки соблюдения режима дня формируются у ребёнка с малых лет и во многом определяются привычками и укладом жизни семьи. Важно объяснить ребёнку, что уроки лучше делать в период 9-12 часов в выходной день и 16-18 часов - в рабочий день. Т. к. именно в это время физиологи отмечают высокий показатель мозговой активности. После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Важно уложить ребенка спать не позже 8-9 часов вечера, потому что детям семи лет рекомендуется спать не менее 10-11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Правильный режима питания является составной частью общего распорядка дня. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха. Работами Института питания Академии медицинских наук доказано, что интервалы между приемами пищи должны составлять около 3-4 часов. Промежутки эти обеспечивают возможность полного переваривания в желудке ребенка ранее принятой пищи и появление ко времени следующего приема пищи некоторого чувства голода. Правильное распределение продуктов и подбор блюд в течение дня – одно из важнейших условий рационального питания. Завтрак должен состоять из двух блюд: первое каша, яйца, творог, овощи, картофель; второе — кофе, молоко, чай с молоком, какао. Обед - из двух — трех блюд. На первое обычно дается суп мясной, овощной или молочный. Отвар мяса или овощей является сильным возбудителем желудочного сока, следовательно, способствует лучшему перевариванию и усвоению всего обеда. Второе блюдо — наиболее питательная часть обеда, состоит из рыбы или мяса в разных видах с гарниром крупяным или, лучше, овощным. Заканчиваться обед должен сладким напитком (компот, кисель, фрукты, ягоды), который для своего усвоения почти не требует пищеварительных соков. На полдник ребёнку предложите третье блюдо (кефир, простокваша, молоко, кофе, чай с молоком), мучное изделие (булочка, печенье, пирожное, бублик) и что-нибудь из фруктов, ягод и сладостей. Немаловажно, чтобы ужин состоял из двух блюд: первое — каши, запеканки, творожные или яичные блюда, крупяные или овощные котлеты и питье (молоко, чай, кефир). Ужинают все школьники дома за 1,5—2 часа до она. Ужин, принятый непосредственно перед сном, мешает ночному отдыху. В зависимости от того, в какой смене занимается школьник, режим питания его соответственно меняется. Чтобы сон ребенка был спокойным и глубоким, на ужин необходимо давать легко и быстро переваривающиеся блюда (молочные, растительные). Мясо, рыба, фасоль, горох сравнительно долго остаются в желудке и оказывают возбуждающее действие на нервную систему, мешают ночному сну: дети плохо, беспокойно спят. Перед едой детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Они способствуют выделению пищеварительных соков, а следовательно, возбуждают аппетит и улучшают пищеварение. Острые закуски, содержащие много перца, хрена, горчицы, в питании детей нежелательны, так как они вызывают раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника. Горькие овощи — редьку, чеснок, лук — целесообразно употреблять в умеренном количестве. В качестве приправ в питании детей можно использовать петрушку, укроп, щавель, свежие и сухие грибы. Как лучше распределить объем пищи в течение дня? Наблюдения Института питания Академии медицинских наук показали, что дети охотнее едят и пища лучше усваивается, если она в течение дня распределяется более или менее равномерно. Примерно 25% всей пищи по калорийности должно быть съедено за завтраком, 35% — за обедом, 15 % — в полдник и 25 % — во время ужина. Особое внимание родителей должно быть обращено на прием детьми горячих завтраков в школе. Учащиеся заняты в школе 5—6 часов. За этот период они тратят много энергии, восполнить которую можно только высококалорийным горячим завтраком, а не бутербродом или булочкой, съеденными всухомятку. Если ребенок, находясь в школе 5—6 часов, не принимает пищи, он делается менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляются слабость, тошнота, боли в животе). Родителям нужно помнить и о двигательном режиме первоклассника. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность, от которой напрямую зависит работа отдела мозга, желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Участие в спортивных играх подавит очаг застойного отрицательного возбуждения. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Да, обеспечить такие долгие прогулки, причем это должны быть именно подвижные игры на как можно более чистом воздухе - крайне сложно. Но именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи. Между тем подсчитано, что обычно первоклассник гуляет в среднем 29 минут в день! Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребёнком. Только тогда он поймёт их важность и необходимость! С самого первого дня необходимо следить за положением тела первоклассника во время выполнения ребёнком домашних заданий. При неблагоприятных условиях резко возрастающая нагрузка на зрение, позвоночник приводит к тому, что близорукость и заболевания опорно-двигательного аппарата появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно. Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет. Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно. Ограничьте время пребывания ребёнка перед телевизором и компьютером. Помните, что в первую очередь нужно соблюдать расстояние от телевизора до ребёнка, которое не должно быть меньше диагонали телевизора умноженное на шесть, и время препровождение не должно быть больше 1 часа в день. Расстояние о компьютера до ребёнка должно быть не больше 15-20 минут в день. Объясните первокласснику, что компьютерные игры являются не бесполезным занятием, но и приводят к нервному напряжению. Одна из важных проблем для родителей – как экипировать своего ребёнка. Гигиенисты считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной. Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные, натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить. Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм. Не последнее место в экипировке первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Ранец – это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, максимально приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Первое и основное отличие ранца от рюкзаков: ортопедическая задняя стенка. Это гарантия здоровья спины ребёнка даже при условии большой нагрузки учебниками. Ортопедическая спинка позволяет оптимально распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления. Для начальной школы лучше всего подходят именно ранцы с жестким корпусом. Переходить на мягкие рюкзаки и сумки, которые носят на одном плече, раньше 4-го класса не рекомендуется. Специалисты рекомендуют приобретать лёгкие ранцы (от 500 гр. до 700 гр.) с твёрдой спинкой и широкими лямками (не уже 35 мм). По санитарным правилам нашей страны школьный ранец вместе со всем содержимым не должен весить больше трёх килограмм.
Важные детали
В период социально-психологической адаптации для оптимизации этого периода родители должны учитывать приобретение нового статуса своего сына или дочери, именно в это время складывается свой собственный взгляд на себя. Помните, что именно в это время ваш ребёнок нуждается в вашем внимании, поддержке и одобрении.
Для родителей первоклассников особенно важно:
• Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
Поддерживать можно посредством:
Дезадаптация – проблема, которую проще решить при раннем её выявлении. Если Вы заметили ряд тревожных симптомов, повторяющихся изо дня в день, значит нужно обратиться к школьному психологу.
Признаки дезадаптации:
Ребенок не знает необходимости - ни физической, ни логической. (Жан Пиаже) Поэтому задача педагога и родителя объяснить ему это, тогда школа и знания будут не тяжелой повинностью, а возможностью развиваться и самоутверждаться. |
|
Новое на сайте
- Список учебных материалов для уроков труда
- Список учебных принадлежностей для 4 класса
- Список учебных принадлежностей для 3 класса
- Список учебных принадлежностей для 2 класса
- Выбираем образовательную программу для начальных классов
- В РИТМЕ ШКОЛЫ С ПЕРВЫХ ДНЕЙ
- Урок-суд Тема: правописание Безударных гласных в корне слова
- Методы активного обучения младших школьников
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи