Главная Школа для учителей нач. классов наша школа
PDF Печать E-mail
Автор: Шумаева Татьяна Анатольевна, 37 лет, учитель начальных классов г. Старый Оскол Белгородской обл.   

Мой дебют
(из опыта работы)


Свою педагогическую деятельность я начала в одной из городских школ после окончания педагогического училища. Свой первый день в школе уже не помню в мелочах и подробностях, но свой первый год стажа запомнила на всю жизнь.
Приняли меня сразу учителем начальной школы на второй класс. Беспокойный он был. Сменилось в нём уже две учительницы. И вот я в девятнадцать лет перешагнула порог класса.
2 «Е» состоял из домашних детей и детей  детского дома. Все дети с разными судьбами и характерами. Нужно было взять во внимание сразу всех учеников, потому что с первой минуты каждый старался показать себя, привлечь внимание к собственной персоне.
Быстро потекли мои будни.  Каждый день новые уроки с разными темами и поставленными задачами, проверка тетрадей, написание планов уроков на завтрашний день. Всё это отнимало так много времени, что порой казалось, что это какой – то кошмар. Свободного времени не оставалось. И если находилась свободная минутка, я радовалась ей как малыш, получивший новогодний подарок от Деда Мороза.
Мои дети первого выпуска – это счастье и большое испытание. Я многих помню по именам и фамилиям, но в своём рассказе не буду называть их по фамилии по одной причине, думаю, что не имею права во всеуслышание рассказывать о судьбах некоторых детей.
Яна, Костя, Саша – воспитанники детского дома. Мне было с ними тяжело. Я считаю, что никакие добрые, понимающие воспитатели, учителя и директора не могут заменить маму, которая и пожалеет, и очень строго с тебя спросит, но обиды на неё ты не затаишь. А как же тяжело учить детей, для которых мама - ты и та тетя воспитательница, которая проводит остальную половину дня с ребёнком. После уроков и жалела, и слушала их истории, старалась, как могла стать нужным им человеком. Каждый день начинался с того, что я придумывала ситуацию, от разрешения которой зависел успех многих дел.
Мой Костик никак не хотел читать. Как заинтересовать? Придумывала варианты. Кто много читает, тот много знает. Развиваю свою мысль дальше. Никакой заинтересованности со стороны мальчика. Кто хорошо будет учиться и много читать, того ваш директор возьмёт  пожить в Соединённые Штаты. Как раз на тот момент группа детей детского дома собиралась в Америку на экскурсию. Детей в группу отбирали, как поощрение за хорошую учёбу. А ребёнок отвечает: «А меня Владимир Иванович пообещал летом отправить на Чёрное море, если нога будет болеть ещё! Зачем мне Америка!» Верно, он говорит; самое главное-логично. Зачем создавать себе проблемы, нужно решать их по мере поступления. Что нужно ребёнку, которого ничем не удивишь? «Ребята, - говорю я, - а кто хочет стать знаменитым человеком, чтобы ваши родители, мамы и папы, услышав о ваших успехах, говорили знакомым, что это их ребёнок. Он у них умница, он смог всего сам добиться в жизни, ведь он лучше всех». «Я горжусь своим сыном и хочу всегда быть с ним, даже если мы иногда ссоримся», - добавит мама. Продолжая мысль, говорю: «Но для этого нужно расширять свой кругозор, много читать, понять, чем тебе интересно заниматься и, наконец, стать настоящим профессионалом, без которого людям просто не обойтись». Заблестели глаза детей. Всем хочется. Заинтересовались мои ребята. В течение четверти решили выяснить, какой профессии себя лучше посвятить. Вот и Костик из детского дома понемногу стал читать, интересоваться информацией, спрашивать…
Прошёл месяц. Открывается дверь в класс. На пороге незнакомая женщина.
- Вы учительница 2 «Е» класса? – спрашивает она.
- Я, - отвечаю, а сама не понимаю, в чём дело.
- И куда только школа смотрит. Я соседка Лены. Надо срочно что – то делать. Мать у Лены совсем спилась. Похудела, из квартиры не выходит. Муж её бросил. Она всё продала и пропила. Что с ребёнком будет? – выпалила женщина.
Вот ситуация! А чем же я могу помочь? Пошла к ученице домой. Думаю, посмотрю, может, на месте всё решу. Пришла. Никто мне не открыл. И стучала, и звонила – бесполезно. Стали за девочкой присматривать. Соседка временно забрала её к себе. Я оставляла её после уроков выполнять домашние задания: писали вместе сочинения и учили стихотворения. Нашли тётку Лены, вызвали её. Семейные узы многое значат. Встрепенулась мама, успокоилась, со временем перестала горевать по мужу, устроилась продавцом на рынок. Лена, как могла, поддерживала маму. Хорошая она девчушка. Росла послушной, отзывчивой дочерью и прилежно училась в школе.
А что стоил мой Андрюшка. Жаль мне его. Умерли его родители. А мальчику только восемь лет. Остался он со старшей сестрой у опекунши – тёти. У неё своих двое детей. Сын Димка - ровесник Алёшке, в одном классе учились. Тётя проводницей работала. Уйдёт в рейс. Дети самостоятельно живут дня три – четыре на попечении старших детей. Учиться Алёшка не хотел. Как мы его с тётей ни уговаривали, что только ни внушали – бесполезно. Все работы в тетради красной пастой исправлены. Такого безграмотного письма я уже много лет не встречаю. Но не было у него времени учиться. То на поезде куда-то  уедет из дома, то с уроков сбежит и на улице гуляет. Всего и не расскажешь. Но приводили его в класс снова. Рассказывала о правописании гласных в корне, читали стихи по слогам и учили таблицу умножения…
За первый год работы в моей голове возникали разные мысли: поменять работу, уволиться и никогда не вспоминать школу. Но всегда что–то останавливало, постоянно поддерживала мама. Она любит повторять: «Ты учительница. Ты должна научить, должна воспитать, должна любить…» Одна знакомая коллега очень давно мне сказала: «Существует порог длиною в пять лет. Если это время сможешь проработать в школе, наверное, скорее всего ты останешься в ней навсегда».
Уже восемнадцатый год я работаю в школе учителем. Стали получаться уроки, от которых чувствую  удовлетворение, дети радуют своими успехами, вижу плоды своего труда, чувствую себя нужной малышам.
Вспоминая  героиню любимого кинофильма «Москва слезам не верит», часто прихожу к мысли о том, что если бы не мой 2 «Е» класс, с которым я прошла огонь, воду и медные трубы, из меня бы не получилось учителя начальных классов Татьяны Анатольевны.

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.