Главная Школа для родителей детские проблемы Проблемы взаимоотношений со сверстинками
PDF Печать E-mail

Взаимоотношения сверстников: ребенок-жертва или…?

взаимоотношения сверстников Школьные годы…прекрасная пора! Но для многих детей это не так. Причиной тому становятся их же одноклассники. Насмешки и издевки, толчки и отнимание личных вещей – все эти агрессивные действия могут не только понизить самооценку Вашего ребенка, что в дальнейшем может повлиять на его устройство в жизни, но и сделать из него жертву.
При постоянных и непрекращающихся со временем «задеваний» со стороны сверстников состояние жертвы может перейти в хроническое или привычное для данного ребенка. Какие это может иметь последствия? Самые разные, но уж точно неблагоприятные. Так, например, по статистике в странах Европы и США около 10% детей школьного возраста становятся хроническими жертвами нападок со стороны своих сверстников. Наблюдается своего рода «дедовщина» среди учащихся школ. Мы можем узнать об одном из таких издевательств из романа Дороти Эллисон «Хулиган из Каролины», где все учащиеся отворачиваются от девочки Шеннон, выказывая своим поведением пренебрежение и даже отвращения. Не обошлось и без оскорблений. Такая публичная драма надолго может остаться в памяти маленькой Шеннон.

А что если бы ребята не ограничились словесными оскорблениями, а попытались, например, отобрать у нее портфель или дернуть за волосы? Не секрет, что некоторых детей каждый день бьют другие дети во дворе соседнего дома или на спортивной площадке возле школы.

Естественно, такое накладывает сильнейший отпечаток на психо-эмоциональное состояние Вашего ребенка. Хотя оно и закладывается в семье, но утверждается и реализуется именно на школьной скамье. Так что психика, а вместе с ней и самооценка уязвляются, иногда этот процесс может быть необратим. Мы можем наблюдать внешние признаки поведения хронической жертвы, проявляющиеся в подавленном, даже депрессивном состоянии, постоянном уединении. Как правило, такие дети предпочтут побыть в одиночестве, нежели пойти в школу или поиграть со своими ровесниками.

Психологи выделяют два типа детей, ставших хроническими жертвами агрессии. У первых наблюдается слишком остро реакция на издевательства, а у вторых происходит своего рода адаптация и, как следствие, подчинение агрессии.

Почему так происходит, кто определяет лидера и жертву?

Причины нужно искать в характере детей-жертв, который формируется не где иначе, как в семье. Итак, первый тип детей, как правило, агрессивен изначально сам, раздражителен, беспокоен и отличается острой реакцией на любое воздействие. Такие дети сами дают повод сверстникам на издевки, понимая, что за тем последует ответная агрессия. Их «дикость» и, порой, неумение воспринимать критику в свой адрес провоцирует других детей на насмешки и подколки. Они словно чувствуют слабое место в таком ребенке и начинают на него давить, испытывая и ожидая бурной реакции.

Для второго типа детей-жертв, наоборот, характерны покорность, замкнутость, скрытность. Они привыкли во всем слушаться, словно не желая или не имея возможности бороться за свои интересы. Соответственно, они не могут защитить себя и от агрессии сверстников. Такие дети становятся пассивными жертвами. Им легче сдаться, чем сопротивляться. Да, они, безусловно, страдают, но все свои тяготы они переживают в себе, что также дает повод для очередной порции издевательств, которые останутся безнаказанными и не пресеченными.

Таким образом, воспитание в семье оказывает немаловажную роль в формировании ребенка и становлении его в обществе как личности. Но влияние семьи, в свою очередь, может быть разным по своей силе. Это зависит от особенностей характера ребенка, генетически заложенного и проявляющегося в осмысленном возрасте. Так, следует отличать детей - жертв с повышенным уровнем реагирования на агрессию со стороны своих сверстников и пассивных жертв. Не трудно догадаться, что у первых детей обстановка в семье довольно враждебная, жестокая, проявляющаяся в дискомфорте и наказаниях для ребенка.

Также учитывают их половую принадлежность. Особенного это касается второго типа детей. Дело в том, что излишняя опека и удушающая любовь особо заботливых мам может оказать сильное эмоциональное влияние на мальчика, потенциальную пассивную жертву. Тогда как для девочек этим фактором служат строгие и во всем контролирующие своего ребенка мамы.

Таких детей-жертв, конечно, жалко. Но вся эта ситуация должна вызывать не только ужас, но и желание помочь. А помочь этим детям можно! Их можно научить наиболее эффективному и адекватному поведению в каждой ситуации. Ни в коем случае не проявлять гнев в ответ или замыкаться в себе. Нужно просто однажды перебороть себя, посмотреть своему страху в лицо и достойно выйти из ситуации. Тогда повторные случаи агрессии со стороны одноклассников вряд ли будут происходить и дальше. Агрессивно настроенные сверстники чувствуют, когда их боятся и нападают они, как правило, на детей, которые не смогут или не будут давать им отпор. Нужно научить своих детей давать этот отпор, тогда и самооценка их поднимется до должного для их возраста уровня.

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.