Главная Школа для учителей нач. классов методический отдел Методы обучения
Автор: Богданова Т.Н.   
11.05.2012 07:47

Методы активного обучения младших школьников

Под активными формами и методами обучения мы понимаем методы обучения, позволяющие максимально активизировать взаимодействие субъектов педагогического процесса, направленное на развитие личности учащихся, их творческого потенциала, освоение ими системы общественно одобряемых ценностей.  Посредством активных форм и методов обучения на занятиях создается личностно развивающая учебная ситуация, в которой учащийся поставлен в условия, требующие от него активного, деятельного участия в педагогическом процессе как его равноправный субъект.

Рассмотрим ряд наиболее популярных активных форм и методов обучения, с точки зрения возможности их применения  в педагогическом классе, а также их влияния на развитие творческих педагогических способностей.

Популярность сейчас приобретает такой вид АФиМО,  как мозговой штурм.  Суть этого метода состоит в том,  что  проблема решается путем  генерирования коллективных идей.

Мозговой штурм состоит из нескольких этапов:

а)  формулирование  проблемы;

б) знакомство с  правилами;

в)  формирование  рабочих и экспертных групп;

г) высказывание группами идей по сигналу;

д) запись идей экспертами и выбор наилучшей;

е) подведение итогов, оценка лучших идей.

Основные правила заключаются в следующем:

1)      запрещаются взаимные критические замечания;

2)      запрещается общение между группами;

3)      формулировка идей в краткой форме;

4)      запрещается обращаться к руководителю штурма;

5)      все участники имеют равные права.

В ходе мозгового штурма развиваются навыки общения с коллегами по группе, развивается способность к нестандартному мышлению, способность к анализу при рассмотрении различных идей.  Развивается способность кратко и четко выражать свои мысли, развивается речь, расширяется словарный запас. В педагогическом классе у данной формы обучения есть большие перспективы. В частности ее можно использовать при разрешении учебных проблемных ситуаций, моделировании учебно-воспитательного процесса в школах будущего и т.п. заданиях.

Другая большая  группа  АФиМО  включает в себя различные виды самостоятельной работы.  При использовании методов  этой  группы познавательная деятельность  обучаемого протекает в полном соответствии с его индивидуальными особенностями. Появляется возможность ликвидировать  пробелы  между средним уровнем восприятия и усвоением нового материала в группе и индивидуальными возможностями обучаемых.

Из всего многообразия АФиМО,  использующихся при  организации самостоятельной работы учащихся мы более подробно рассмотрим работу учащихся в парах.

Работа в  парах является основной для организации устной самостоятельной работы на уроках.  В отличие  от  работы  в  малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. В ходе работы значительно повышается активность учащихся,  создаются условия для их естественного общения, что повышает эмоциональный фон в ходе урока и создает предпосылки для эффективного развития способностей учащихся.

Устная самостоятельная работа школьников на уроке, как правило, ведется с использованием трех видов пар:  статической, динамической и вариационной.

Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая пара. Для школы - это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются учащиеся,  сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

Вариационная пара.  В этом варианте коллективной работы в малых группах по 4 человека каждый работает то с одним,  то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

Статическая пара  формируется  по  желанию учащихся,  так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре  решающую роль. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах.  В этой паре, сидящие за одним столом учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Статическая пара является одним из наиболее эффективных  механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке,  и соответственно значительное повышение  речевой, мыслительной и  творческой  активности каждого ученика.  Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств  личности.

Статическая пара  является также школой перехода к использованию технических средств и индивидуальной работе с учителем.

При работе  в  динамической  паре общее задание делится между членами микрогруппы.  Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает  ситуация  коллективного  взаимодействия всех членов группы.  Наибольшее распространение в школе получили микрогруппы в 4 человека. Динамическая пара дает возможность каждому участнику общения менять партнеров так,  чтобы  поработать  с каждым. Говоря о групповых формах обучения, следует отметить, что ряд  ученых  предлагает образовывать учебные группы с учетом психофизических особенностей учащихся.  Это связано с тем, что в большинстве случаев  неэффективность  обучения вызвана тем,  что дети не успевают за темпом подачи информации на уроках, ее усвоением. Как известно,  необходимым компонентом для развития творческих способностей является положительная мотивация  к  учению, развитию которой у всех категорий учащихся способствует работа в малых группах. Рекомендуется создавать так называемые гомогенные классы,  т.е.  группы учащихся с примерно  одинаковым темпом учебной деятельности,  уровнем знаний,  навыков и умений.

Говоря об активных формах и методах обучения, нельзя не сказать об игре как о важном и эффективном методе развития творческих способностей личности учащихся.  В  отличие  от традиционных методов  обучения  особенность  игры состоит в том, что она позволяет не только усвоить содержательную сторону предмета, но  и как бы смоделировать человеческую деятельность целиком, во всем ее многообразии.

Учителю необходимо применять в своей работе с детьми (как в урочной деятельности, так и во внеурочной) методы, которые направляют учащихся к самостоятельному поиску и открытиям тех или иных истин, формируют гибкость мышления:  - бреймсторминг («мозговой штурм» - атака на задачу);  - синектика (получение знаний о малоизученном предмете, путем переноса      на него знаний о подобных ему предметах); - майевтика (отыскание истины, путем постановки вопросов); - АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).

Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и упражнения. Вот некоторые из них:

Игра «Составление из букв осмысленных слов». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса.

Буквы:    А Л Й    И А Р К     А Р О К Л

Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.

Игра «Круги на воде». Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Предложим детям любое слово, например, «лимон».

1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву;

2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог –  ли;

3) предложите подобрать как можно больше слов – рифм к слову лимон;

4) расставьте буквы слова в столбик и  предложите написать слова на  соответствующие буквы.

Упражнение «За и против». Детям предлагают любую, самую невероятную ситуацию (представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза). Далее обсуждение - какие видят плюсы и минусы, и интересные моменты в этой ситуации.

Задание – игра «Я начну, а ты продолжи…». На доске записываются две стихотворные строки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Например: Вот он – светлый, добрый дом,

Мы сейчас в него войдем…

Грамматические шарады. Это совокупность грамматических загадок о слове, которое разделено на меньшие слова или морфемы.

Например: Задание: грамматический признак части речи.

Суффикс прилагательного, в котором всегда пишется одна буква н.

Окончание существительного 1- ого склонения.

Слово: трехсложное существительное 1- ого склонения. (Род-ин-а).

Деятельность по развитию творческих способностей личности школьников посредством применения активных форм и методов обучения необходимо сочетать с диагностикой личностных изменений и работой по саморазвитию и самосовершенствованию.

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.