Главная Школа для учителей нач. классов методический отдел Образовательные программы. Выбор в пользу лучшей!

Выбираем  образовательную  программу  для  начальных  классов

По  одной  лишь  единственной  программе  занимались  в  России  до  90- х  годов,  учебники  той  программы  сохранились  и  используются   до  сих  пор,  но  в  переизданных  версиях  (букварь  Горецкого  и  учебник  по  математике  Моро , ставшие  классикой) .  В  90- е  годы  официально  была  разрешена  вариативность  в  обучении,  и  детей  в  начальных  классах  стали  учить  по  различным  новым  авторским  программам.

В  30-е  годы  психолог  Лев  Выготский  вводит  термин  «развивающее  обучение»,  заявляя,   что  ребенок  может  не  только  «проглатывать»  знания,  предоставляемые  учителем  ( традиционная   форма  обучения) .  По  мнению  многих  педагогов,  обучая   детей  по  новым  авторским  развивающим  программам  (УМК),  можно  использовать  учебники  и  из  традиционных  программ,  например  для  уроков  математики  - учебник  программы  «Школа 2000»,  для  русского  языка -  учебник  программы  «Классическая начальная  школа»,  уроки  Окружающего  мира  -  по  учебнику  программы  «Начальная школа XXI века».  Все  эти   традиционные  и авторские  системы   разработаны  в  соответствии  с  гос. стандартом  по  общему  образованию,  то  есть  там  содержится  необходимый  минимум  в  содержании   и  уровень  знаний.  К  примеру,  обучаясь  по  любой  программе, выпускник  начальных  классов   должен  уметь  различать  части  речи,  знать  более   20-ти  правил  по  орфографии  и  пунктуации,  уметь  написать  диктант   из  80- ти  слов   и  найти  в  этом   тексте  все  главные  члены  предложений.  Так  же  ребенок  должен  уметь  письменно  хорошо  умножать  и  делить,  вычитать  и  складывать -  в  пределах  числа  1  миллион,  а  устно -  в  пределах   числа  100.

Любая  новая  авторская  развивающая  система  проходит  экспертизу  и  пробы,  эксперты  зададут  авторам  вопросы:

а)  цель  и  задачи  вашей  программы?

б)  ее  отличие  от  других  систем  обучения?

в)  чего  нового  вы  хотите  достичь  за  счет  вашей  программы,  и  какими  способами?

г)  разработаны  ли  все  необходимые методические  и  учебные  пособия  для  педагога  и  учеников?

В  чем  отличие   между  всеми  образовательными  системами?

Одно  из  главных -   способ,  которым   ученики  будут  учиться  на  уроках.  Система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова  предлагает  начать  урок, поставив  перед  учениками  задачу  (а  не  с  запоминания  новых  терминов),  программа  «Начальная   школа  XXI века»  устанавливает  индивидуальный   подход  к  каждому  ребенку.

Перед  выбором:  какая  программа  лучше?

1)  Маркетинг  или  эффективность  новых  программ?

С 2001  по  2004  годы  Центром  оценки  качества  образования  было  проведено  исследование  школ, эффективность каждой  образовательной  программы,  и  выяснили,  что  обучаясь  по  разным  системам,  знания  у  школьников  примерно  одни  и  те  же.  Поэтому  многие  специалисты  полагают   такое  разнообразие  в  системах  обычным   приемом  маркетинга,  способом  привлечения  большего  внимания  к  определенной  школе.

2)  Чрезмерные  нагрузки  ?

Автор  учебников  математики  Л. Петерсон  отвечает  на  этот  вопрос категорически  - «нет»,  уверяя,  что  если  правильно  использовать  систему -  перегрузки  не  будет,  и  есть  успешные  педагоги,  работающие  по  системе  «Школа  2000»,  они    даже  не  задают  домашних  заданий. Л. Петерсон   так  же  утверждает,  что  некоторые  учителя  задают  школьникам   какие-то  свои  задания,  нарушая  при  этом  авторские   установки,  САНПиН  и,  собственно,  здравый  смысл,  отсюда  и  возникает  ситуация,  когда  родители   дома  должны  часами  сидеть  с  ребенком,  объясняя  ему  задание,  при  чем  обвиняют  во  всем  автора  программы.

3)   Развивающие  программы   для   более  подготовленных ?

Психологи  утверждают -   выбирая  программу  для  ребенка,  нужно  учитывать  его  склонности,   например, для  непоседливого  лучше  подойдет  подвижный  процесс  обучения.  И  все  же,  любые  методики  преподавания  зависят  только  от  педагога,  и   младшему  школьнику  всегда  будет  важно,  чтобы  учитель ему  нравился  как  человек,  и  если  между  ними  сложились  хорошие  отношения  -  школьник,  как  правило,  будет  стараться  ради  своего  учителя, и  наоборот.  Школы  разрешают  посещение  уроков -  сделать  это  можно  без  проблем  любому  родителю  перед   выбором   школы/ учителя  для  своего  первоклассника . В первом  классе   для  ребенка   так  же  важно  установить дружеские  отношения  и  с  одноклассниками.

Есть  мнение,  что  авторские  развивающие  системы  не  подходят  для  обычной  общеобразовательной  школы,  поскольку   методики   этих  новых  программ  требуют  от  ребенка  пространственное  мышление,  а   оно   в  периоде  начальных  классов  только   начинает  сформировываться . Поэтому,  по  наблюдениям   специалистов,  как  правило  каждый  4-ый  школьник,  который   учится   по  развивающей  системе -  не  имеет успехов,  а  отсюда   отсутствие  мотива   и  интереса   к  обучению.  Возможен  вариант  обучать  по  развивающим  программам  лишь в  гимназиях  и  лицеях,  куда  проводится  специальный   отбор.

4)   Ранняя  специализация  вредна?

Несмотря  на  то,  что  дети  должны   прийти  в  школу,  уже  умея   читать  и   писать,  все   же  букварь  содержится   в  любой  образовательной  программе.  Вместе  с  букварем  школьники   изучают  слово,  проводят буквенный   анализ,  который  позволяет  грамотно  писать . На  уроках  грамоты  фокусируются  на  изучении   звукового  анализа  слова,  именно  звуковое   восприятие  дает  ребенку  понятие  правильного  письма  и  чтения. Более  подготовленные  к  школе  дети  могут  показать  свои  способности  в  творческой  работе,  что-нибудь  проектируя.

По  мнению  психологов, у  ребенка  5-6-ти  лет   какие-либо  специальные способности  не  проявляются,  даже  особые  методики  не  могут  выявить  их.  Подготовка   к  школе  должна  помогать  развивать  воображение,  мотивацию  к обучению,  способность  к  творчеству.  В  детях  заложены   базы  для  всех  способностей,  и  педагог  на  уроках,  развивая   гуманитарные  навыки ,  может  так  и  не  развить, например,  умение  логически  анализировать.

Младшие  школьники  должны   изучать  широкий  круг  предметов,  всесторонне  развиваться.  Специализация   со  средних  классов -  так  же  под  вопросом,  многие  исследования  подтверждают,   что   даже   ученики  11-го  класса   плохо  представляют,  какой   деятельностью  они  хотели  бы  заниматься  после  школы.

5)  Нет  продолжения  в  старших  классах.

Полный  комплект  учебников  для  начальной  школы,  средней  и  старшей   школ   на  сегодня  только  в  УМК  «Школа 2100»,  остальные  образовательные   программы   закончены  на  4-ом  классе.  Будет ли  продолжение?  Как  правило,  педагоги  средних  и  старших  классов  очень  консервативны   и   плохо  адаптируются  к  новым  авторским  программам,  также  отмечается  огромное  количество  недовольства  этими  программами  со  стороны   родителей.

6)  Новая  система  оценивания -  без  отметок.

Такая  система  может  использоваться   педагогом  в  любой  методике . Безотметочная  система  оценивания  широко  используется  в  новых   развивающих  образовательных  программах, которые обычно  применяют  шкальную  систему  или  10-ти  бальную,  где  «2»-  не  считается  плохой  отметкой . Но  многие  психологи  против  этой  системы,  утверждая,  что  ребенок  должен  знать,  как  его  оценивает  учитель,  тем более  что  самооценка  у   младших  школьников  обычно завышена.

 

 

Комментарии  

 
0 # Школа 2100Татьяна 18.08.2014 12:44
Я работаю по программе "Школа 2100", но учебники данной программы не вошли в Федеральный перечень? В магазинах говорят, что тетради по данной программе продаются последний год. Что делать? По какой программе начать работать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.