Главная Подготовка к школе Раннее развитие малыша - залог успешного обучения
PDF Печать E-mail
Автор: Ольга Клепикова   

Развитие движений рук у детей на первом году жизни


развитиеПознание окружающего мира дошкольниками напрямую связано с развитием действий их рук, с развитием мелкой моторики. Но координировать свои движения ребенок начинает не сразу. Преднамеренные, целенаправленные действия у дошкольников возникают и усваиваются в процессе обучения ребенка взрослыми.

Как известно, развитие в левом полушарии речевого центра напрямую обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности, т.е. членораздельная речь и труд являются главными стимулами, под влиянием которых и развивается мозг человека. Вообще, руки обладают многообразными функциями и являются специфическим органом человека. Для многих специалистов (педагогов, психологов, историков, языковедов, филологов, биологов и т.д.) представляют интерес исследования развития движений рук в онтогенезе от самого рождения ребенка. Как считал известный ученый И.М. Сеченов, у человека движения руки возникают не только в процессе его обучения, но и в процессе воспитания и являются результатом ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

1-й месяц жизни малыша — движения закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления, когда малыш останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, издает тихие звуки, активно двигает ручками и ножками.

2-3 месяц — у ребенка возникают ощупывающие движения, вместе с которыми включаются центры тактильного анализатора коры больших полушарий мозга. Также у ребенка начинают развиваться зрительно-тактильно-кинетические связи благодаря перемещению тела ребенка в пространстве. Когда эти связи сформировываются, движения рук ребенка выполняются под контролем зрения и вид предмета становится стимулом для движений рук малыша по направлению к нему. Постепенно рука начинает действовать как специфический орган — кулачок распрямляется, пальцы начинают выполнять захватывающие движения. Движение пальцев малыша в этом возрасте оказывают большое влияние на развитие его высшей нервной деятельности и развитие речи

3,5 - 4 месяца — движения рук у детей носят безусловно-рефлекторный характер (т.е. выполняются как безусловные стереотипичные реакции организма на воздействия внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения. Так, хватательный рефлекс стимулирует тактильное раздражение ладони.

4 - 4.5 месяца — у малыша возникают «ощущения», ребенок притягивает к себе предметы, даже случайно задетые, ощупывает их. Может выделять объекты по их объективным качествам и свойствам, но действия рук носят пока еще случайный характер. Если взрослый вкладывает малышу в ладонь предмет, то ребенок его удерживает в 2 мес. — 3 секунды, в 3 мес. — до 10 и в 4 мес. — до 20 секунд.

4 - 7 месяцев — характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. Повторное притягивание схваченного предмета, ощупывание, рассматривание, отбрасывает предмет, чтобы тот издал звук. Если у малыша в руках оказывается погремушка, то он начинает ею размахивать, чтобы вызвать звучание. При схватывании предмета в этот период доминируют пальцы рук, особенно активным становится большой палец (ребенок его отводит в сторону).
К шести месяцам малыш умеет брать предмет из любого положения и удерживать его в руке. Выделяет у предмета форму, возникает особое отношение к знакомой игрушке, она может стать для него любимой.

7 - 10 месяцев — хорошо сжимает игрушку, берет мелкие предметы двумя пальцами, большие — всей ладонью, укладывает предметы на определенное место, нанизывает, вкладывает, перемещает в определенном направлении, закрывает коробочку крышкой, стремится вызвать звук. Употребляет один предмет по отношению к другому в качестве орудия. Пробует манипулировать двумя предметами, подражает действиям с предметами взрослым.

С 10 месяцев до 1 года и 3 месяцев — манипулятивные действия малыша меняются на функциональные, которые уже выражают сущность предметов и определяют их назначение. Действия ребенка, выработанные ранее, совершенствуются и переносятся на новые объекты.

Дети начинают выполнять более сложные действия — катают машинку, укачивают куклу и угощают ее чаем. Соответственно, за этот период заметно совершенствуются действия рук: разжался кулачок, пальцы действуют более автономно и самостоятельно — указательный палец и кончик большого пальца активизируются. Далее происходит интенсивное развитие тонких движений всех пальчиков, которое развивается и совершенствуется на протяжении всего периода раннего детства. Движения пальцев у ребенка становятся близки к движениям рук взрослого человека только к трем годам.

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.