Главная Мое портфолио Открытые уроки
PDF Печать E-mail
Автор: Татьяна Ракутина   
02.02.2020 20:01

Урок окружающего мира в 4 классе

(программа Дмитриева Н.Я.)

Тема урока: Особенности кожного покрова.

Цель урока: Организовать учебно- поисковую деятельность учащихся на уроке  с целью развития системного мышления; поиска ответа на проблемный вопрос; формулирования вывода.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма: проблемный урок-исследование; работа в группе.

Результаты деятельности.

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому учебному материалу; сохранять мотивацию к учёбе; развивать способность к самооценке; умение анализировать свои действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные (МПР):

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать и выполнять учебные действия; отстаивать свою позицию; вносить необходимые коррективы; организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск и анализ необходимой информации, делать выводы; выделять главное, существенное,  проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; определять границы своего знания-незнания; делать выводы.

Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения; принимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы; работать в группах.

Предметные результаты: узнать о строении и функциях кожного покрова; умение характеризовать значение кожи.

Оборудование: мультимедиа, предметы для наблюдений и опытов (микроскоп, ноутбуки,  зеркала), тестовая работа, таблица, микроскопы, карандаши (зеленый, желтый, красный), веер цифр.

1. Орг.момент

Я рада вас приветствовать на уроке. Сегодня все мы станем исследователями и откроем для себя много нового. Думаю, что урок принесет вам радость от общения и работы в группе.

2. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока

- О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Вот одежда, так одежда!

В ней уютно и тепло,

Под дождём не промокает

И не мнётся ни за что!

А ещё не выцветает,

И дышать легко нам в ней,

И носить её мы можем,

Не снимая много дней!

Определите тему урока.

Я дополню: особенности кожного покрова.

Ребята, знаете ли вы такую игру "Веришь -не веришь"? Кто может сказать, каковы ее правила?

Смысл ее в том, что один человек рассказывает историю, а другие должны догадаться, правда это или вымысел. После того как игроки обсудят и решат, верят они или не верят, рассказчик раскрывает свою тайну. Сегодняшний урок я хочу предложить вам построить похожим образом.

Мы познакомимся с одной историей. Вы сначала выскажете свои предположения, могло ли такое случиться, а потом мы их проверим. В конце урока вы узнаете, было ли такое на самом деле.

Послушайте историю:

В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел "золотой мальчик". Тело его сплошь было покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время он заболел и умер.

- Обсудите в группе, могло ли такое случиться.

Поднимите, пожалуйста, руку, кто из вас верит в эту историю? Кто не верит?

Есть разные мнения, давайте разбираться.

- Перечитайте историю еще раз (карточка №1) и попытайтесь, понять, как она связана с темой нашего урока.

- В ходе обсуждения у вас не возникло никаких вопросов? (- Почему он умер? При чем здесь каменный пол? Могла ли краска стать причиной его смерти?)

- Как тема урока связана с этой историей? (Наверное, мальчик умер, потому что все эти факторы оказали какое-то влияние на кожу мальчика, нарушилась деятельность кожи).

- Вопросов много. Не ответив на них, мы не сможем точно сказать, могло ли такое случиться.

3. Постановка цели. Определение своего знания - незнания.

- Какова же цель нашего урока? (Выяснить, мог ли умереть мальчик от воздействия неблагоприятных факторов на кожу?)

- Чтобы понять, что именно нам нужно сегодня на уроке узнать, посмотрим, что мы уже знаем по теме урока.

- Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы решить этот проблемный вопрос?

- Тогда давайте определим, что нам нужно сегодня узнать, чтобы понять, могло ли такое случиться.

Возьмите карточку №2.

Прочитайте вопросы. Для каждого вопроса есть 2 варианта ответа: "знаю" и "нужно узнать". Прочитайте вопрос, выберите ответ и отметьте его галочкой.

- Скажите, на какие вопросы нам сегодня нужно найти ответы? (- из чего состоит кожа? - выделительная функция кожи. Что она может выделять? - как кожа влияет на сохранение t тела)

- Ответы на эти вопросы помогут нам понять, правдива ли история про "золотого мальчика".

- Теперь нам нужно определить, что конкретно нужно сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы. Что мы должны сейчас сделать? (Составить план  урока.)

4. Планирование. Разработка плана

- Возьмите карточку №3. Здесь записаны разные действия, имеющие отношение к теме урока. Ваша задача выбрать из них обязательные, без которых мы не сможем понять, правдива ли история. Они станут пунктами нашего плана.  Зачеркните лишние (необязательные) пункты плана и расставьте оставшиеся пункты плана в нужном порядке.  Выполняя задание, отвечайте на вопросы: с чего начнем? Что сделаем потом?

- Какие пункты вы убрали? (Правила безопасного поведения во время загара. Почему кожа меняет цвет во время загара?)

- Прочитайте оставшиеся пункты плана в правильной последовательности.

1. Узнать, из чего состоит кожа.

2. Узнать, какие вещества-отходы выделяет кожа?

3. Понять, как кожа влияет на поддержание постоянной t тела.

- Итак, в нашем плане следующие пункты:

  1. Узнать, из чего состоит кожа.
  2. Узнать, какие вещества-"отходы" выделяет кожа?
  3. Понять, как кожа влияет на поддержание постоянной t тела.

- Что скажете про 2 и 3 пункты? (Они могут стоять в разном порядке. Их порядок не важен.)

- Сравните свой план с доской.  Возьмите ручку другого цвета и исправьте неточности, если они есть.

Физминутка

Учитель: Руки подняли и помахали. Это деревья шумят.

Учитель: В стороны руки и помахали. Это к нам птицы летят.

Учитель: Быстро присели, руки сложили. В норке зверюшки сидят.

Учитель: Встали и тихо за парты все сели. Дети учиться хотят.
- Начинаем действовать по плану.

Вы проведете исследование, различную аналитическую работу, попытаетесь найти ответ на поставленный перед вами вопрос. Сформулируете выводы, и один ученик группы подготовит выступление по своему заданию.

1 и 2 группа проводят исследования, из чего состоит кожа. 1 гр. для этого использует микроскоп и ноутбук, 2 гр. попытается найти в сети Интернет более глубокое строение кожи человека. 3 группа проводит опыт с кожей и зеркалом. 4 гр. занимается физкультурой.

(работа в группе)

5. Обобщение. Фиксация результатов.
- Сейчас мы соберем всю полученную вами информацию и заполним табличку, которая поможет нам ответить на самый главный проблемный вопрос.

Посмотрите на таблицу на доске. В первом столбике вопросы, ответы на которые вы искали. Я буду задавать вопрос, и если ответ на него был вашим заданием, ваша группа отвечает. Ваши выводы кратко я буду записывать во 2 столбик, затем мы сравним были ли у мальчика те благоприятные условия жизнедеятельности кожи, которые вы назовете, и сделаем вывод. Итак, Из чего состоит кожа?

1 группа: поры, через которые кожа дышит.

2 группа: картинка.

Вредные: жир и пот для очищения организма.

Какие вещества выделяет кожа?

Это происходит благодаря сальным и потовым  железам. Потовых желез в нашем организме 3 млн. Пот - это вода и растворенные в ней вещества. Испаряясь с поверхности кожи, он охлаждает тело.

Влияет ли кожа на поддержание постоянной температуры тела?

От физической нагрузки кожа краснеет, сосуды расширяются и отдают избыточное тепло. При охлаждении сосуды сужаются, уменьшается приток крови - кожа бледнеет. Кожные кровеносные сосуды регулируют тепло.

Вернемся к нашему плану. Что скажете про выполнение плана?

Что же нам теперь остается сделать? Мы можем теперь сравнить условия, необходимые для нормальной деятельности кожи и условия, в которых оказался мальчик?

В этом нам тоже поможет таблица, последний ее столбик. Давайте сделаем вывод по каждой строчке: совпадают ли условия для нормальной работы кожи с условиями, в которых оказался мальчик.  Если совпадают, я буду ставить "+", не совпадают "-".

Сделайте вывод.

Поры были закрыты золотом, кожа не дышала, не выделяла пот и жир, не выводились вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно заболел и умер.

Значит, такая ситуация могла быть на самом деле.

Мы ответили на все вопросы нашего плана.

7. Рефлексия.

- Тестирование (тест прикреплен к странице электронного учебника)

Тест у каждой группы на ноутбуках

- Мы с вами очень серьезно подошли к этой истории, изучили всю необходимую информацию и пришли

к правильному выводу.

- Скажите, какие выводы, рекомендации вы вынесли сегодня с урока лично для вас?

- Теперь давайте посмотрим, насколько вы усвоили материал и удовлетворены своей работой сегодня.

Проведем тест. Откройте ноутбуки, папка "Сетевая", тест "Кожа".

Покажите, какую отметку получила ваша группа за тест.

Напомните тему урока.

- В каждой группе есть по одной букве от этого слова. Возьмите цветные карандаши соответствующего цвета, и пусть каждый из вас раскрасит частичку буквы тем цветом, который соответствует вашей самооценке работы на уроке.

"Зеленый" - я узнал много нового и доволен своей работой на уроке.

"Желтый" - у меня еще остались вопросы, мне не все понятно.

"Красный" - я не доволен своей работой на уроке.

-  Молодцы! Отлично поработали и смогли сами себя оценить!

Домашнее задание: вспомните те пункты плана, которые оказались "лишними" сегодня на уроке. Дома найдите ответы на эти вопросы в дополнительной литературе.

 

Обновлено 02.02.2020 20:25
 
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.